«Я вернулась оттуда другим человеком»: история о поездке, которая поменяла жизнь


Это было в начале марта. После фильма про разрушенный Мариуполь в душе что-то произошло. Захотелось помочь людям, которые столкнулись с горем, хоть как-то облегчить их боль. Тогда я начала искать возможности для поездки на Донбасс и узнала о деятельности добровольцев Патриаршей гуманитарной миссии. Никаких раздумий не было – сразу заполнила анкету и отправила заявку.
На тот момент у меня были деньги, которые я накопила на поездку в отпуск за границу. Их решила вложить в билет до Москвы. Моя семья очень спокойно приняла такой шаг – все поддержали, не отговаривали и страхов не нагоняли. Так я оказалась в Донецке, в Институте неотложной и восстановительной хирургии имени В. К. Гусака. Без ожиданий, планов и иллюзий о предстоящем служении. Тогда я еще не представляла, как сильно эта поездка изменит мое отношение к жизни, к Богу и людям.
В первый день закрылась в комнате

Я хорошо знакома с первой медицинской помощью. Отучилась на спасателя, проводила инструктажи для сотрудников. У меня в целом было понимание того, где я могу справиться сама (помыть, перебинтовать, подлечить), а где нужна помощь врача.
Это повлияло на то, как уверенно в первый день я зашла в палату, где лежали раненые. Но уверенность сменилась страхом от увиденной боли. Жалость к раненым так сильно сдавила сердце, что я выбежала оттуда, закрылась в комнате и долго разбирала коробки с гуманитарной помощью, чтобы не выходить. Не помню, сколько времени прошло, о чем я думала и что чувствовала. Это было сильное потрясение. Я, конечно, представляла, что такое кровь и какие бывают травмы. Но все то было в теории, в кабинетных условиях, а здесь – настоящая жизнь…
Меня попросили накормить человека. Он был весь обожженный. Сильно помогло то, что я начала говорить с ним. Раненый мужчина смеялся, пытался меня успокоить и подбодрить, как будто плохо не ему, а мне. Тогда я почувствовала, насколько сильные люди меня окружают. Мне точно было чему у них поучиться.
Не думала, что пригодится мой английский

В отделение, в котором я помогала, попал раненый из Камеруна. Он знал английский и французский, по-русски не мог сказать ни слова. Да и на английском изъяснялся с трудом. Когда я с ним только познакомилась, он сильно боялся всех, лежал и смотрел в одну точку. Мы с ним учились ходить, держать ложку, разговаривать. Буквально по губам читали слова друг друга – из-за контузии у моего нового друга был шум в ушах и говорить громко он не мог. Я объясняла ему, что нужно врачам, помогала во время операции. У нас даже получилось связаться с его семьей. После этого парень ожил, стал веселее, начал помогать парням по палате, водил их, кипятил чайник и открывал окно. А еще он всегда ждал, когда я к нему приду. Вот так совершенно неожиданно пригодился мой английский.

В один из дней актриса московского театра «Et Cetera» Анна Артамонова проводила в госпитале благотворительный концерт. На мероприятии было много лежачих людей. Они слушали с большим вниманием и благодарностью. Мой друг-камерунец тоже присутствовал на концерте. И так приятно было, что Анна исполнила для него песню на английском языке. Он смотрел в пол до того момента, пока не услышал знакомые слова. А когда они зазвучали, поднял голову, и я заметила на его глазах слезы, а на губах – улыбку.
Я увидела, как сильно можно любить свой город
Раньше я очень хотела уехать из Омска. Сначала думала о Москве, потом начала смотреть варианты жизни за границей. Но поездка в Донецк меня отрезвила. Я увидела, как сильно люди любят свой город. Несмотря на тяжелые условия жизни – в Донецке есть проблемы даже с питьевой водой, не говоря уже о другом, – они остаются там, где родились, и продолжают выполнять работу на своем месте.
Любовь к городу проявляется во всем. В красоте и ухоженности улиц, парков и домов. В рассказе таксиста, который переехал из родного города в другой, но не смог там ужиться и вернулся. В никогда не заканчивающейся работе женщин из пищеблока, которые готовят еду на всю больницу. Они живут здесь и сейчас: продолжают чистить картошку, варить супы, печь вкусные пироги для раненых.
Вернувшись в Омск, я прониклась к нему особенной любовью. Захотелось так же быть на своем месте, продолжать учебу в университете и ответственно выполнять свою работу.
Давно чувствовала, что Бог есть

До поездки в Донецк я очень редко бывала в храме. Только в раннем детстве, когда жила с бабушкой, ходила на службы. Родители у меня крещеные, но воспитанные во время, когда главным идеалом был коммунизм. Более того, мы жили в селе Звонарев Кут в Азовском немецком национальном районе Омской области. Там большая часть населения – немцы, католики и лютеране. Мы даже Рождество в школе отмечали по католическим канонам. В такой обстановке у меня почти не было возможности понять, что такое Православие.
Вместе с этим я давно чувствовала, что Бог есть, и как будто ждала подходящего случая, чтобы к Нему прийти. В Донецке мы читали утренние и вечерние правила, молились перед едой, ездили в разрушенный Иверский монастырь. Я видела иконы у раненых и слушала их истории.
Одному человеку, мусульманину, друг положил в карман иконку. На нем сгорело все, кроме того кармашка. Он остался жив и решил крестить всю свою семью. Другой человек, умирая в пламени огня, обратился к Богу, чтобы Тот принял его. Но через секунду понял, что огонь исчез, как будто его и не было…
Прошло несколько месяцев после поездки. Я захотела и начала ходить в храм. После встреч с добровольцами и ранеными я вернулась другим человеком. Поняла, что мы сами выбираем людей, которые нас окружают, занятия, эмоции. Раненые, за которыми мы ухаживали, не впадали в депрессию, а, наоборот, продолжали шутить, поддерживать окружающих, строить планы на будущее. Общение с ними помогло мне – я стала меньше переживать из-за мелочей. Некоторые вещи и ситуации, которые раньше считала проблемами, сейчас такими не кажутся. Жизнь стала более наполненной и счастливой.
***
Стать добровольцем Патриаршей гуманитарной миссии на Донбассе можно, заполнив анкету или позвонив по телефону 8-800-70-70-222.
Ваша помощь нужна постоянно — сделайте пожертвование или запишитесь добровольцем!
Позвоните на горячую линию